ФЭНДОМ

«Поэт» — стихотворение двадцативосьмилетнего А. Пушкина, написанное им в его родовом поместьи Михайловское. Критики сходятся во мнении, что произведение идейно примыкает к стихотворению «Пророк». Стихотворение состоит из двадцати строк и поделено автором на две части.

Описание

Когда поэт живёт как обыватель и в нём спит творец, он такой же как все, а возможно и хуже всех. Но когда в нём пробуждается дар творить, он разительно меняется, общественная жизнь его уже не интересует, и, предпочитая людскому обществу лоно природы, он становится одиноким.

Проблематика

В своём стихотворении А.С. Пушкин затрагивает одну из важнейших тем для самого поэта, это тема творчества, то как искусство преображает человека.[3] В частности как высокое призвание меняет отношение поэта к окружающим его людям и миру. А также то какую жертву он вынужден принести.

Художественные особенности

Стихотворение построено на противопоставлении человеческого и творческого облика поэта. В первой части описывается внетворческое существование поэта. Здесь он предстает как обычный человек, уравнивается с другими «детьми ничтожными света». Вторая часть посвящена его состоянию когда он начинает творить. Здесь призвание поэта поднимает его над суетной повседневностью.[4]

В стихотворении можно заметить сплетение классицистических и романтических традиций. В первом куплете А. Пушкин упоминает античные образы Аполлона, священной лиры, людей называет ничтожными (такое восприятие было свойственно древнегреческой мифологии). Уже во второй строфе создается образ одинокого лирического героя, который «тоскует в забавах мира, чуждается людской молвы». Его достоинство – гордость. Именно такие герои присущи произведениям романтиков.[5]

Художественные средства

  • Эпитеты: «священной», «суетного», «малодушно», «святая», «ничтожных» и т.д.
  • Сравнение: «как пробудившийся орел».
  • Метафоры: «молчит его святая лира», «душа вкушает хладный сон» и другие.

Фигуры речи

  • Инверсия: «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон».

Сноски

  1. Анализ стихотворения «Поэт» А.С.Пушкина//капканы-егэ.рф
  3. Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)// literaguru.ru
  4. Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Поэт"// 5litra.ru
  5. Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Поэт» и Брюсова «Юному поэту»// sochinyashka.ru