ФЭНДОМ

Александр Алексеевич Кондратьев
Alexander Kondratiev
Биография
Дата рождения: 11 мая[1] 1876
Дата смерти: 26 мая 1967
Страна: Российская империя
Деятельность
Жанры произведений: Поэма
Годы творчества: 1899—1936
Автограф
Автограф

Любовью к античному миру я обязан Иннокентию Фёдоровичу Анненскому, переводившему на русский язык Еврипидовские трагедии и потом нам их читавшему.
— Александр Кондратьев

Алекса́ндр Алексе́евич Кондра́тьев — русский поэт, писатель, литературный критик и переводчик, автор произведений на мифологические темы, мифологических стилизаций и реконструкций в стихах и прозе. Исследователи русской литературы относят его творчество к направлению символизм. Он действительно был близок к символистам, но его самого назвать символистом можно лишь с оговоркой. Ближе ему были поэты XIX века – А.Толстой, Щербина, Мей, Майков, Бутурлин.

Многие свои произведения были им написаны в духе и в манере греческой античности, поэтому он так же может быть отнесен к «новогреческому направлению» — неоэллинизму.

Биография

Петербургский период

Родился в Петербурге в семье директора Государственной типографии. Учился в 8-й петербургской гимназии, директором которой был И. Анненский. В 1902 г. окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил на службу в Министерство путей сообщения. Также до гражданской войны служил в канцелярии Государственной Думы.
Писать начал в гимназии, печататься – в студенческие годы. Первая публикация его стихов произошла в 1899 в «Живописном обозрении», с прозой выступил в печати в 1901 в газете «Россия». Одним из первых, с кем он познакомился в университете, был А. Блок. Вместе с Блоком участвовал в студенческом кружке «Друзья чистой поэзии», руководимым приват-доцентом Б. В. Никольским. Несогласие с эстетическими взглядами последнего привело к возникновению «Общества молодого искусства», свободного от всякого менторства. Инициативную группу составили Кондратьев, Блок, Пяст, Городецкий.[2]

Леон Бакст к роману «Сатиресса»

Леон Бакст. Фронтиспис к роману А.Кондратьева «Сатиресса» для журнала «Золотое руно». 1906. Бумага, перо, тушь.

Первая книга Кондратьева была издана в отцовской типографии, это был сборник «Стихи А.К», где «А.К» было подписью автора. Сборник заметил Брюсов и пригласил «г. А.К.» постоянным сотрудником в «Весы». Еще одно предложение последовало из журнала «Новый путь», которым руководили Мережковский и З. Гиппиус, внимание которой он уже обращал на себя прежде. Несмотря на то, что предложение о тесном сотрудничестве Кондратьев отклонил, что привело в итоге к их разрыву, в редакции «Нового пути» Кондратьев познакомился с Вяч.Ивановым и стал бывать у него на «Башне», как называли его квартиру, где собирались поэты, философы, художники и где была основана «Академия стиха». Регулярно бывал он и на вечерах Ф. Сологуба, где читал свой перевод «Песен Билитис» Пьера Луиса. Но в конце концов стал секретарём многолюдного «Общества памяти Случевского».

Помимо того что печатался в "Живописном обозрении", "Почтальоне", "Севере", газетах "Россия", "Слово", "Голос Москвы", а также в журнале «Новый путь» был постоянным сотрудником «Весов», «Золотого руна», «Перевала», «Аполлона» и «Сатирикона». Публиковался в альманахах «Гриф», «Белые ночи».

Волынский период

Зимой 1918 г. уехал в Крым, оттуда в Дорогобуж под Ровно на Волыни, вошедшей в состав Польши (ныне территория Украины), где и прожил до сентября 1939 г., сотрудничая в русских газетах Варшавы, Берлина, Риги, Вильно, — в частности, публикуя любопытные мемуарные очерки и статьи на славянские темы. В этот период Кондратьев углублённо изучал славянский фолклор, результатом чего стал демонологический роман «На берегах Ярыни» (1930) и большой цикл мифологических сонетов «Славянские боги» (1936). Также в этот период он издал книгу стихов «Вертоград небесный» под одной обложкой в совместном с Георгием Клингером и Львом Гомолицким сборнике (Варшава, 1937). В периодических изданиях зарубежья Кондратьев опубликовал мемуарные очерки о Блоке, Сологубе, Гумилеве, Есенине, Волошине, Недоброво, Пясте, Кречетове, Ясинском, о Петербургском университете, о революции 1917.

Дальнейшая эмиграция

В 1939 году с приходом Красной армии на Волынь был вынужден перебраться в Ровно, а оттуда в Варшаву. Большевики разорили усадьбу Кондратьева, уничтожив его архив и почти весь тираж сборника «Славянские боги». В год начала Великой Отечественной Войны, будучи в Краковской области, теряет жену, которая умирает от рака, а в год Победы оказывается в осаждённом Берлине. После с семьёй дочери живёт в Белграде до тех пор пока не был выслан с семьёй, как и многие русские, правительством Тито. Был помещён в лагерь для перемещенных лиц в Триесте.
После того как дочери с его внуками удаётся уехать в США, поселяется в доме для престарелых в Швейцарии. В 1957-м по вызову дочери переезжает в Америку, где живёт сначало на Толстовской ферме, а потом в санотории. Где и умер 26 мая 1967 г. от уремии в одной из больниц в города Наяк штата Нью-Йорк. Был похоронен в Ново-Диево на православном кладбище.[3] [4]

После бегства из Дорогобужа он уже практически ничего не написал, кроме не лишенных историко-литературного интереса писем. Творчеству препятствовал беженский образ жизни и развивавшаяся амнезия. Последним его произведением стала повесть «Сны», в которой готический сюжет перенесён в обстановку Серебряного века, в Петербург его молодости, где в те годы «процвел интерес к оккультизму». В повести легко прослеживается автобиографическая канва, просматриваются реальные прототипы героев. При жизни Кондратьева повесть не печаталась.

Библиография

  • «Стихотворения» (1905), поэтический сборник
  • «Черная Венера» (1909), поэтический сборник
  • «Сатиресса» (1907), мифологический роман
  • «Белый козел» (1908), сборник мифологических рассказов
  • «Улыбка Ашеры» (1911), сборник мифологических рассказов
  • «Граф А. К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества» (1912), историко-литературная работа
  • «Елена: Драматический эпизод из эпохи Троянской войны»(1917)
  • «На берегах Ярыни» (1930), демонологический роман
  • «Славянские боги» (1936), книга сонетов
  • «Вертоград небесный» (1937), участник поэтического сборника
  • «Антологии русской поэзии», участник поэтического сборника
  • «Священная лира», участник поэтического альманаха
  • «Сны» (1990), повесть
  • «Закат» (1990), сборник стихов

Галерея

Ссылки

Сноски

  1. 23 по новому стилю
  2. Энциклопедия Кругосвет Биография А. А. Кондратьева
  3. Словарь поэтов Русского Зарубежья, под общей редакцией Вадима Крейда, Санкт-Петербург, 1999, с. 125 - 126 (статья В. Крейда).
  4. Русские писатели. 1800 - 1917: Биографический словарь, гл. ред. П. А. Николаев, Т. 3: К - М, Москва, 1994, с. 47 - 48 (статья Р. Тименчика).