ФЭНДОМ

Kнига icon
Дубровский
Pushkin Dubrovsky 1919
Основная информация
Название Дубровский
Автор Александр Сергеевич Пушкин
Годы написания 21 октября 1832 — 6 февраля 1833 года
Число глав 19
Жанр Разбойничий роман
Страна Российская империя
Язык Русский
Первое издание 1841

Дубровский — незаконченный русский разбойничий роман, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году, изданный в 1841 году. Повествует о борьбе двух помещичьих семейств и о любви их потомков — Марии Троекуровой и Владимира Дубровского.

История создания

Пушкина вдохновил на написание романа рассказ своего приятеля Павла Воиновича Нащокина о том, как он "видел небогатого дворянина-белоруса с фамилией Островский, который судился с соседом за землю, позже был лишён имения и собрал из крестьян банду разбойников". В ходе написания романа фамилию главного героя было решено заменить с Островского на Дубровского.

Название романа выбрали издатели при первой публикации. В рукописи Пушкина вместо названия стояла дата начала работы над романом — 21 октября 1832 года. Последняя глава датировалась 6 февраля 1833 года.

Сюжет

Богатый, своенравный и очень влиятельный русский барин Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают все жители села Покровского, от имени которого трепещут все чиновники, поддерживает товарищеские отношения со своим бывшим товарищем по службе — бедным и независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским.

В один из вечеров, когда Кирила Петрович пригласил Андрея Гавриловича посмотреть на его новую псарню, один из холопьев Троекурова нагрубил Дубровскому. Тот покидает Покровское и заявляет, что пока Троекуров не отдаст этих холопьев, он больше не вернётся. Взбешённый Троекуров подаёт в суд на Дубровского и подкупает чиновников, в результате чего суд отдаёт Кистенёвку, село Андрея Дубровского в собственность Кирилы Петровича. У Андрея происходит нервный срыв, в результате чего он теряет сознание и его уводят.

Одна из крестьянок Андрея Гавриловича, бывшая няня Владимира Дубровского, пишет ему в Петербург письмо с просьбой навестить больного отца. Владимир, виня себя в том, что он слишком мало времени проводил с отцом, выпрашивает отпуск от кадетского корпуса и уезжает в Кистенёвку. Через какое-то время после приезда в Кистенёвку Владимира, Троекуров решается прийти к Андрею Гавриловичу с извинениями. Андрей, увидев через окно своего заклятого врага, теряет дар речи и теряет сознание. Владимир Дубровский велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон. В эту же минуту Андрей Дубровский погибает от сердечного приступа. Через несколько дней на похороны Дубровского приезжают чиновники, чтобы ввести Троекурова в права владения Кистенёвкой, однако крестьяне отказываются подчиняться Троекурову и устраивают бунт, а также пытаются расправиться с чиновниками. Младший Дубровский в итоге останавливает крестьян.

Ночью Андрей застаёт в своём доме кузнеца Архипа, который намеревается сжечь чиновников заживо. Дубровский отговаривает его от этого и выводит всех людей, чтобы сжечь дом. Он посылает Архипа отпереть двери, чтобы приказные смогли выйти, но кузнец не повинуется и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро со всеми сбегает, а чиновники сгорают вместе с домом.

Все подозрения в поджоге дома и убийстве чиновников падают на Владимира Дубровского. Троекуров посылает донесение губернатору, дабы полиция поймала Дубровского, но тут новое событие отвлекает всех от наследника барина — в губернии завелись разбойники, которые грабят богатых помещиков, но владения Троекурова, как ни странно, остаются нетронутыми, что наталкивает народ на мысль, что предводителем всех разбойников является Дубровский. Через какое-то время Троекуров нанимает для своего сына Саши учителя по французскому языку — месье Дефоржа. Дубровский находит Дефоржа и подкупает его, а сам прикидывается учителем. Красота Маши Троекуровой, дочери Кирилы Петровича поражает "учителя". Троекуров решает подкинуть ему испытание, затолкав "Дефоржа" в клетку с медведем. Тот хладнокровно убивает медведя выстрелом в ухо, что производит огромное впечатление на Кирилу Петровича и в особенности на его дочь.

Гости в храмовый праздник съезжаются в дом Троекурова. Когда речь заходит о Дубровском, помещик Антон Пафнутьевич Спицын признаётся, что дал на суде ложные показания в пользу Кирилы Петровича. Другая богатая дама сообщает, что её приказчик, посланный на почту с двумя тысячами рублей для её сына, сообщил, что его ограбил Дубровский. Приказчик был уличён во лжи человеком, выдавшим себя за друга покойного мужа этой дамы. Деньги обнаружились в сундуке приказчика. Когда вечер закончился, Антон Пафнутьевич Спицын, наслышанный о храбрости учителя-француза изъявляет желание спать в одной комнате с Дефоржем, дабы его не ограбил Дубровский. "Дефорж" соглашается. Уже ночью Антон Пафнутьевич просыпается от сильного шума. Он видит, что перед ним стоит "Дефорж" с пистолетом. "Учитель" сообщает Антону Пафнутьевичу, что он и есть Дубровский и объясняет, что он нашёл француза на почтовой станции и дал ему десять тысяч рублей взамен на бумаги учителя. В доме Троекурова все полюбили его и не подозревали, кем он является на самом деле. Спицын рано утром покидает имение Троекурова, ничего не сказав об ночном проишествии. 

"Дефорж" приглашает Машу на свидание в сад. Он сообщает, что скоро вынужден будет уйти и что он на самом деле Дубровский. Дубровский говорит Маше, что если случится беда, ей следует положить кольцо в дупло одного из дубов. Троекуров зовёт Машу и сообщает, что выяснилось, что Дефорж и есть Дубровский.

50-летний князь Верейский возвращается с чужих земель в своё имение Арбатово. Он наносит визит Троекурову и вскоре они договариваются о женитьбе Верейского с Машей Троекуровой, чему последняя была очень не рада, но отец не обращает внимания на её точку зрения.

Маша сидит в своей комнате, думая о браке со старым князем. Вдруг она вспомнинает о письме, которое ей подкинул Дубровский. В письме написано: "Вечером, в десять часов на прежнем месте". Дубровский уговаривает Машу прибегнуть к его покровительству. Та пытается затронуть чувства отца и заставить его отменить свадьбу, но тщетно. Она пишет письмо Верейскому с просьбой отменить сватство и отказаться от её руки, но это лишь усугубляет положение. Кирила Петрович в ярости назначает свадьбу на следующий день, не обращая внимания на просьбы Маши. Тогда она заявляет, что прибегнет к защите Дубровского. Кирила Петрович уходит, заперев Машу и приказав ни в коем случае не выпускать её. Тогда Маша просит своего брата Сашу положить кольцо в дупло дерева. Тот выполняет её просьбу, но деревенский мальчишка пытается завладеть кольцом. Между ними завязывается драка. Садовник приходит на помощь Саше и притаскивает мальчишку к Кириле Петровичу. Под угрозами порки, Саша рассказывает о поручении Маши. Кирила Петрович о чём-то догадывается и приказывает отпустить мальчишку.

В доме идут приготовления к свадьбе. Машу ведут в церковь, где её уже ожидает жених. Начинается венчание, молодожёны вскоре едут в Арбатово, как вдруг на карету Верейского совершается нападение. Человек в маске раскрывает двери и говорит Маше, что она свободна, но та отвечает, что уже дала клятву перед Богом всегда быть с Верейским. Верейский достаёт пистолет и ранит Дубровского. Князя хватают разбойники и намереваются убить, но Дубровский велит им не делать этого. Дубровский теряет сознание и его уводят.

В лагере разбойников в лесу пробивают тревогу, на них совершено нападение армии. Под командованием Дубровского разбойники наносят поражение военным. Дубровский и разбойники исчезают, ходят слухи, что Дубровский сбежал за границу.

Незакоченное продолжение

В майковском сборнике сочинений и черновиков Пушкина сохранились наброски третьего тома романа.
«Кн<язь> Вер<ейский> visite (зачёркнуто) — 2 visite (зачёркнуто). Сватовство — Свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь М. К. — Смерть к. Верей<ского> — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка
― Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина»
»
Пушкинисты считают, что Дубровский должен был вернуться в Россию после смерти Верейского, чтобы воссоединиться с Машей Троекуровой. Возможно, он притворялся англичанином. Однако на Дубровского поступил донос, связанный с его разбойничеством и в дело вмешался полицмейстер. Дальше должна была произойти некая развязка, однако о ней ничего не написано, поэтому можно строить лишь теории.

Критика

Литературоведы отмечают сходство романа с произведениями Вальтера Скотта. Анна Ахматова ставила "Дубровского" ниже всех творений Пушкина:
«Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И всё-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.
― Из записной книжки Анны Ахматовой
»