ФЭНДОМ

Клякса
Клякса!!!
Эта статья содержит неполные или устаревшие факты, и её следует дописать.
Вы можете помочь проекту и закончить статью, дополнив её полезной информацией.
Грибоедов, Александр Сергеевич
Griboyedov
Страна: Российская империя
Годы жизни: 1795 — 1829
Деятельность
Жанры произведений: Поэзия, драма, сатира.
Автограф

Грибое́дов, Алекса́ндр Серге́евич (15 января 1795 — 11 февраля 1829) — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Известен как homo unius libri, автор одной книги. [1] Статский советник (1828).

В современной России Грибоедов известен в первую очередь как автор пьесы "Горе от ума" (1824), которую до сих пор ставят многие театры России. Она послужила источником множества крылатых выражений.

Биография

Ранние годы

Stubn
Пропавшая грамота
Раздел этой статьи не завершён или находится в стадии написания.
Вы можете помочь проекту и дополнить раздел этой статьи полезной информацией.

Он принадлежал к старинной дворянской семье. Получил домашнее образование, котором занималась его мать, известная пианистка и знатная дама. В его воспитатели были выбраны видные педагоги: сначала учёный-энциклопедист Иван Данилович Петрозилиус, а потом юрист Богдан Иванович Ион, позже получивший степень доктора прав в казанском университете. Под их руководством мальчик обучался дома у разных преподавателей, среди которых были и профессора университетов.

С 1803 года учился в Московском университетском благородном пансионе. А с 1806 — на словесном отделении Московского университета, которое окончил со званием кандидата в 1808 году. Потом слушал лекции на этико-политическом отделении. Грибоедов был широко образован, владел основными европейскими языками, знал древние и позднее изучал восточные языки; обладал музыкальным талантом (пианист-импровизатор; известны два вальса Грибоедова).

Юность

В 1812 году поступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участвовал. После войны служил адъютантом при генерале от кавалерии А. С. Кологривове в Брест-Литовске.

В 1815, получив отпуск по болезни и живя в Петербурге, Грибоедов перевел комедию французского поэта К. де Лессера «Семейная тайна». Пьеса вскоре вышла отдельным изданием под названием «Молодые супруги» и поставлена в Малом театре 29 сентября 1815 года, став литературным и сценическим дебютом драматурга.

В 1815 Грибоедов приезжает в Петербург, знакомится и сближается с кружком «младших архаистов», где он почерпнул идею создания национального искусства, стремление к высокости и естественности стиля.

С 1817 служил в Коллегии иностранных дел в Петербурге; в это время познакомился с Пушкиным.

С 1818 года — секретарь русской миссии в Тегеране, с 1822 в Тифлисе секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками А. П. Ермолове.

В январе 1826 года был арестован в крепости Грозная по подозрению к принадлежности к декабристам (со многими из которых был знаком лично, одобрял их цели, но к перспективе заговора относился скептически); был привезён в Петербург и сумел доказать непринадлежность к тайному обществу.

В сентябре 1826 вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в страну миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января (11 февраля) 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа религиозных фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию, и все её члены были убиты, кроме секретаря Мальцова. Тело Грибоедова доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. На могиле вдова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Последнему году жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).

Библиография

Интересные детали биографии

Биография этого человека полна тайн и загадок.

Дата рождения

Год рождения А. С. Грибоедова под вопросом — либо 1790-й либо 1795-й. Есть также и другие варианты: 1792, 1793, 1794. В первом формулярном списке (автобиография при зачислении в должность) указан 1795-й, на этот же год указывает вдова А. С. Грибоедова Нина Чавчавадзе, а также некоторые друзья. Во втором формулярном списке Грибоедов указывает уже 1794-й. Булгарин и Сенковский указывают соответственно 1793 и 1792 годы. 1790 есть в служебных бумагах после 1818, в бумагах следствия по восстанию 14 декабря 1825 года.
При этом известно, что в 1792 родилась сестра, в 1795 — брат. Из этого исследователи делают вывод, что основательными являются версии 1790 или 1794 года.
Необходимо отметить, что Грибоедов мог умышленно скрывать дату рождения, если таковая относится к 1790 — в этом случае он родился до брака родителей. В 1818 он получил чин, дающий право на потомственное дворянство, и мог уже обнародовать год рождения, это не лишало его привилегий. Если верна самая поздняя дата рождения, — 1795, — то Грибоедов был «вундеркиндом», окончившим университет в 15 лет.

Фамилия

Его предок, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский. При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов.

Ссылки

Сноски

  1. Написанное до -- считается не зрелым, а написанное после -- черновиками.
Smalltraditiologo Эта страница использует материалы Традиции. Оригинальная статья — «Грибоедов, Александр Сергеевич.» Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Русская Литература вики, текст Традиции доступен в соответствие с Creative Commons License.