ФЭНДОМ

%D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%2C_%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8F_%28vitaly-shchukin%29.png
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?
Эта статья содержит информацию о том, что осталось потомкам
от Н. В. Гоголя.
«Самая тёмная ночь перед рассветом.
― Слоган фильма
»

«Го́голь. Нача́ло» — фильм по мотивам произведений Николая Гоголя, снятый в 2017 году режиссёром Егором Барановым. Фильм вышел в широкий прокат 31 августа 2017 года. Также он был показан на телеканале ТВ-3.

«Гоголь. Начало» — первый из трёх фильмов, которые вышли в кинопрокат. Фильмы «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть» вышли в 2018 году. Три фильма разбились на восемь серий, которые в марте-апреле 2019 года показали в эфире ТВ-3. Сюжет сериала основан на произведениях Н.В. Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Первый трейлер вышел в конце февраля 2017 года.

Сюжет

Глава 1. Убийства в Диканьке

1829 год. 20-летний Николай Васильевич Гоголь служит судебным писарем в [[Третье отделение|III отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии]] в [[Санкт-Петербург]]е (хотя в реальности Третье Отделение было не сыскным по уголовным делам, а службой государственной безопасности с довольно широкими полномочиями). Во время несения службы, чаще всего при убийствах, Гоголя мучают припадки, во время которых его преследуют странные видения, и в бессознательном состоянии он записывает, казалось бы, бессмысленные слова.

Неожиданно Гоголь знакомится со знаменитым следователем Яковом Петровичем Гуро, который сразу отмечает необычное свойство молодого писаря: его бессвязные записи оказываются ценными подсказками для расследования и убийца в кратчайшие сроки оказывается раскрыт. Вечером того же дня Гоголь, разбитый критикой и неуверенностью в собственном таланте, в слезах и бессильной ярости сжигает все скупленные образцы своего первого наивно-романтического произведения «[[Ганц Кюхельгартен]]». Следующим утром Гоголя навещает Гуро, тёплым словом поддерживает его и советует не падать духом после первой неудачи пробы пера, и также выражает признательность за короткое сотрудничество. Гуро собирается расследовать таинственные убийства девушек в [[Полтавская губерния|Полтавской губернии]] около небольшого села [[Диканька]]. Гоголь, ночью имевший виденье об этом, просит Гуро взять его с собой в качестве помощника и писаря, к тому же он родом из тех мест. Гуро, симпатизирующий и заинтригованный припадками-видениями юноши, с лёгкостью даёт своё согласие и они отправляются в путь.

Прибыв в Диканьку, Гоголь и Гуро начинают расследование. Убийцу описывают как Тёмного Всадника, причем суеверное население крайне неохотно помогает следствию из Петербурга, особенно в лице местного следователя Александра Христофоровича Бинха. Там же Гоголь знакомится с женой помещика Данишевского Елизаветой, поклонницей его творчества, к которой начинает испытывать (как он себя убеждает) платонические чувства, однако вскоре они становятся [[Сексуальный партнёр|любовниками]]. Знакомится он и с самим помещиком Данишевским, человеком странным и загадочным, живущим с женой обособленно от Диканьки, несмотря на близкое соседство. Во время одного из видений Гоголю является Оксана (как оказывается позже, [[русалка]]). В обмен на помощь Николая в опознании среди русалок ведьмы, высасывающую из утопленниц силу Оксана обещает помочь в расследовании. К удивлению и ярости Гуро выясняется, что такие же убийства происходили 30 лет назад и для их раскрытия ничего не было предпринято.

Во время очередного видения Гоголю удаётся опознать среди русалок ведьму, оказавшуюся Ганной с постоялого двора. Утром Гоголь и Гуро обнаруживают у заброшенной мельницы руку (русалки, раздирая ведьму на части, оторвали ей руку). Гоголь и Гуро предполагают, что нашли Всадника и спешат на постоялый двор, где обнаруживают Ганну; у неё отсутствует именно та рука, которая была найдена у мельницы. Разъярённая ведьма легко справляется с Гуро, после чего нападает на Гоголя, но её убивает Бинх. Дело раскрыто, и можно возвращаться в Санкт-Петербург, но ночью к Гоголю приходит Оксана в образе Лизы и говорит ему, что настоящий убийца на свободе, а Ганна была лишь пособницей. В это время в загоревшемся по соседству сарае Всадник сражается с Яковом Петровичем Гуро, сарай рушится, и все полагают, что Гуро и Тёмный Всадник погибли под его обломками. Однако останки Всадника найдены не были. Гоголь решает остаться и закончить расследование самостоятельно.

Ночью Всадник приходит к гробу Ганны и воскрешает её. Ведьма молит Всадника о прощении, говоря о странных способностях Гоголя, но Всадник глух к её мольбам. Из сарая, где держат тело Ганны, раздаётся крик ведьмы.

Глава вторая. Красная свитка

Через несколько дней в Диканьке происходит новое убийство: баба Хавронья погибает прямо во время свидания при свечах с Поповичем, своим любовником. Тот остаётся жив, но бредит о свиной голове и красной свитке, символе супружеской неверности, который чёрт подбрасывает к порогу. Убийство обставлено так, будто его совершил Тёмный Всадник, но Гоголь во время припадка рисует лист липы («липа» означает подделку), а очнувшись, быстро подмечает, что знак Всадника в избе Хавроньи нарисован с ошибкой. Когда в доме обнаруживается орудие убийства, вину берёт на себя муж покойной.

На помощь Гоголю приводят местного доктора Леопольда Леопольдовича Бомгарта — человека исключительно научного склада ума, отрицающего существование нечистой силы. Вскрытие трупа показывает, что баба Хавронья умерла не от нанесённой раны, а от разрыва сердца из-за сильнейшего испуга. Её призрак начинает являться и угрожать падчерице Параске, у которой скоро свадьба. Гоголя же вновь мучают видения об Оксане и Елизавете: по словам русалки, чтобы научиться управлять своим даром, Николай должен отказаться от мирских привязанностей и, в первую очередь, от чувств к Лизе.

Разгадку Гоголь находит с помощью кузнеца Вакулы и доктора Бомгарта: свеча, купленная Параской у цыган (которая горела во время свидания Хавроньи и Поповича), начинена галлюциногенами — Гоголь, едва вдохнув дым от этой свечи, видит один из своих страхов: насмехающегося над ним [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкина]], чьей критики своего творчества он очень боится. Поняв, что убийца — это Параска, инсценировавшая нападение Всадника, чтобы мачеха не мешала ей выйти замуж, Гоголь изобличает её, но та убегает в лес. С помощью колдовства Параску ловит призрак Хавроньи и отдаёт Всаднику как новую жертву. Пытающиеся нагнать девушку Гоголь, Яким, Вакула и доктор Бомгарт, услышав её крик, хотят помочь, но путь им преграждает убитая Хавронья и колдовством подкидывает и кружит в воздухе. Лишь благодаря свече, зажжённой не замеченным Хавроньей доктором Бомгартом, героям удаётся спастись. Также происходит неожиданное: призрак Хавроньи, встретившись лицом к лицу с Гоголем, неожиданно приходит в ужас и с воплем «''Нет! Не подходи ко мне! Тёмный…''» исчезает, оставив Гоголя и его друзей в недоумении. Но долго недоумевать не приходится: Параска найдена мёртвой в лодке у берега реки, а на поляне чернеет жуткий символ Тёмного Всадника.

Следующим утром на постоялом дворе Гоголь собирает доктора Бомгарта, кузнеца Вакулу и своего слугу Якима — единственных людей, кому он может доверять во всей Диканьке; все трое соглашаются оказать ему помощь в борьбе со страшным противником. Незаметно для всех в старом зеркале появляется улыбающаяся Оксана. Выясняется, что среди вещей Якова Петровича Гуро оставался сундук, который тот повелел отдать Гоголю в случае непредвиденных обстоятельств. Вакула легко вскрывает замок сундука, на который никто не смог найти ключ. Прикоснувшись к замку, Гоголь получает новое видение: следующей жертвой Тёмного Всадника может стать Лиза. Улыбка сходит с лица Оксаны, и она исчезает.

Глава и первый фильм заканчиваются на сцене, где, казалось, погибший в пожаре, Яков Петрович Гуро обозревает село Диканьку, стоя на обрыве.

Съёмки и производство

«Гоголь. Начало»

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Съемки фильма прошли в 2015-2016 годах в Псковской области и Санкт-Петербурге, где была воссоздана атмосфера села Диканька.

Производством фильма «Гоголь. Начало» занималась продюсерская компания Александра Цекало «Среда», генеральный директор ТВ-3 Валерий Федорович, генеральный продюсер ТВ-3 Евгений Никишов (на тот момент Федорович и Никишов были продюсерами ТНТ) и Артур Джанибекян. Производство одной серии «Гоголя» обошлось примерно в 29 миллионов рублей.

В главных ролях

  • Александр Петров — Николай Васильевич Гоголь
  • Олег Меньшиков — Гуро, Яков Петрович
  • Таисия Вилкова —Елизавета Данишевская
  • Артем Ткаченко — Алексей Данишевский
  • Евгений Стычкин — Бинх
  • Ян Цапник — Бомгарт
  • Евгений Сытый — Яким
  • Валерий Рыбин — Чёрный всадник
  • Сергей Бадюк — Кузнец Вакула
  • Марта Тимофеева — Василина, дочь кузнеца Вакулы
  • Светлана Киреева — Христина
  • Артём Сучков — Тесак
  • Евгений Капитонов — отец Варфоломей
  • Павел Деревянко — Александр Пушкин

Съемочная группа

Режиссер

  • Егор Баранов

Продюсеры

  • Александр Цекало
  • Артур Джанибекян
  • Валерий Федорович
  • Евгений Никишов
  • Александра Ремизова

Сценаристы

  • Тихон Корнев
  • Ким Белов
  • Алексей Чупов
  • Наталья Меркулова
  • Алексей Караулов
  • Филипп Коняшов

Оператор

  • Сергей Трофимов

Композиторы

  • RyanOtter

Художники

  • Елена Жукова
  • Виктория Игумнова
  • Тамара Фрид

Премии и награды

В 2017 году фильм получил премию фестиваля «Accolade Global Film Competition» в номинации «Award of Excellence» за выдающийся кинематографический уровень и премию фестиваля «The Indie Gathering International Film Festival» в номинации «TV pilot — foreign» за лучший зарубежный пилот телевизионного сериала.