ФЭНДОМ

«Во глубине сибирских руд…» – стихотворение двадцативосьмилетнего А. Пушкина, посвящённое им сосланным на каторгу в Сибирь декабристам и написанное чтобы ободрить своих лицейских друзей. Поэтому опубликовано оно было лишь в 1856 году, а до этого времени распространилось только в списках. Произведение состоит из четырех катренов (четверостиший), которые продолжают содержание друг друга.

Описание

В своём произведении поэт обращается к своим ссыльным друзьям, пострадавшим из-за своих идей, как товарищ, который находится на свободе, но разделяет их стремления и сочувствует их идеям. Само стихотворение представляет собой ничто иное как письменную поддержку друзей в тяжелых условиях.
Подразумевая, что осуждённые мужественные и смелые люди автор стремиться ободрить их мыслью, что их усилия не были напрасны и несмотря на то, что они вынуждены уйти из общественной жизни о них помнят и их любят.
Пушкин просит их не терять надежду и, пытаясь их утешить, обещает, что если они будут терпеливы, то однажды их освободят и примут как победителей.

Проблематика

В этом стихотворении звучит характерная для творчества Пушкина тема свободы. Поскольку послание адресовано декабристам, есть основания полагать, что речь идет не только о свободе во­обще, но и о свободе от деспотии царской власти. Известно, что поэт тесно общался с некоторыми декабристами, но этот факт вовсе не свидетельствует о том, что он полностью разделял их политические взгляды. Однако совершенно очевидно, что в этом стихотворении декабристы получают у Пушкина полное нравственное признание.[1]

С другой стороны нельзя не заметить что в стихотворении доминирует тема дружбы, надежды и верности идеалам юности – «Храните гордое терпенье». Автор призывает не отчаиваться и держаться.[2]

Художественные особенности

Послание было выдержано в традициях декабристской эстетики: обращаясь к тематике социального освобождения поэт выражается тожественно и пафосно. Участники декабрьского восстания 1825 года Пушкиным наглядно поэтизируется. А такие абстрактные понятия как «любовь», «надежда» и свобода» — одушевляются. При этом некоторые из них написаны с большой буквы.
Эмоционально стихотворения от утешительного тона в начале переходит к оптимистичному в финале: начинаясь с образа каторги оно постепенно переходит к образу свободы. Это и обуславливает композицию произведения.
Все предложения в стихотворении бессоюзные, сложносочиненные.

Средства выразительности

  • Аллитерация на «р»:
Храните гоРдое теРпенье
Не пРопадет ваш скоРбный тРуд
  • Метафоры: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость», «оковы тяжкие падут».
  • Эпитеты: «гордое терпенье», «скорбный труд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «свободный глас», «оковы тяжкие».
  • Ассонанс через «о».
  • Сравнение: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».
  • Олицетворение — «Надежда разбудит», «свобода вас примет».

Интересные факты

  • Жанр гражданского лирического послания, в котором написано произведение, – один из любимых жанров поэта.
  • Известно не менее 23 списков стихотворения, которые варьируется в ряде строк, в заголовке.
  • В первоначальном варианте текст был размещён в альбоме княгини Евдокии Ростопчиной.[3]
  • Стихотворение было написано по случаю годовщины восстания декабристов, точная его датировка конец декабря 1826 — начало января 1827 г., поскольку Пушкин передавал его через А. Г. Муравьёву, отъезжавшую из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 г.
  • На своё послание Пушкин получил ответ от А. И. Одоевского, также в стихах.

Сноски

  1. Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Во глубине сибирских руд"// 5litra.ru
  2. А. С. Пушкин "Во глубине сибирских руд": анализ стихотворения//сезоны-года.рф
  3. История создания стихотворного произведения Александра Пушкина «Во глубине сибирских руд»// obrazovanie.guru